«ОРКЕСТРОВАЯ МОЗАИКА»
авторские музыкально-дидактические игры


«Оркестровая мозаика» - это набор авторских музыкально-дидактических игр, в различных видах оркестра. Игры разработаны на основе методики Т.Э. Тютюнниковой. Цель данных игр состоит в том, чтобы научить детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования в форме оркестра. Обучающая задача - сформировать у детей умение игры на детских шумовых и музыкальных инструментах, умение применять «звучащие жесты» в процессе совместного музицирования. «Оркестровая мозаика» состоит из 3-х разделов: оркестр «звучащих жестов», оркестр «шумовых звуков», оркестр «цветных нот». Игры «оркестровой мозаики» предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Данные игры будут интересны музыкальным руководителям, воспитателям, а также родителям дошкольников.


Раздел 1. «Оркестр звучащих жестов»


Цель - научить взаимодействовать детей друг с другом с помощью звучащих жестов, соединяя слово и ритм. В оркестре «звучащих жестов» нет музыкальных инструментов, есть только звуки собственного тела. Это хлопки, щелчки, притопы, шлепки и т.д.

➤ Подробное описание игры

Игры оркестра «звучащих жестов» представляют собой ритмические цепочки по темам «фрукты», «насекомые», «животные». Даны образцы музыкально- ритмических мозаик - разрезные карточки для детей. Сначала ребенок определяет ритмическую составляющую картинки (можно прохлопать ритм), затем придумывает с помощью каких инструментов собственного тела, он будет озвучивать их. Озвучив все картинки, получается музыкально-ритмическая мозаика.

➤ «Звучащий компот»
➤ «Музыкальный винегрет»
➤ «Карнавал насекомых»
➤ «Деревенские напевы»
➤ «Дикий лес»

Раздел 2. «Оркестр шумовых звуков»


Цель – научить детей совместно создавать музыкальные образы природы, с использованием шумовых звуков. В оркестре «шумовых звуков» используем шумовые и самодельные инструменты.

➤ Подробное описание игры

Игры оркестра «шумовых звуков» представляют собой разрезные карточки с явлениями природы, по временам года. Данные карточки созданы на основе авторских стихотворений для озвучивания шумовыми инструментами. Детям раздаются инструменты, а они выбирают, какая карточка с явлением природы подходит для озвучивания его инструмента. Также можно сделать и наоборот. Сначала раздаются картинки, а ребенок фантазирует и придумывает, с помощью какого инструмента озвучить данную карточку. После того как все карточки разобраны, объединяем все и получаем звучащую мозаику природы.

➤ «Золотая осень»

Дождик капает с утра, кап-кап-кап-кап (металлофон, треугольник)
Небо затянули тучи. бом-бом-бом-бом (барабан)
Дуют сильные ветра, у-у-у-у (свистульки, дудочки)
Вдруг явился солнца лучик. дзынь-дзынь-дзынь-дзынь (цимбалы)

Вот сбежалась детвора, топ-топ-топ-топ (ксилофон)
Прыгают по лужам. прыг-ског-прыг-скок (ксилофон,металлофон)
Под ногами шуршит листва, шур-шур-шур-шур (султанчик, бумага)
С осенью мы дружим. ля-ля-ля-ля (голос)

Вдруг вдали раздался гром, бом-бом-бом-бом (шум грома, тарелки, барабан)
Детвора сбежалась в дом. топ-топ-топ-топ (ксилофон, коробочка)
Тучи серые повисли, бам-бам-бам-бам (барабан)
Ветер налетел со свистом. уи-уи-уи-уи (свитульки)

Сильный дождь стучит в окно,
стук-стук-стук-стук (треугольник, металлофон, бубен)
И вокруг совсем темно. бам…..(удар в барабан)
Слышен птичий крик в дали, (свитульки – птички)
Улетели журавли. (стихает звук )

➤ «Зимняя сказка»

Наступила зимушка-зима,
Слышен снега хруст с утра. (мешочки с крахмалом)
Вышли мы гулять во двор,
На ледянках покататься с гор. (рубель)

А вокруг мороз и стужа, (треугольник)
Не попрыгаешь по лужам.
Дружно мы в снежки играем, бом-бом-бом-бом (барабан)
Бабу снежную катаем. (мешочки с крахмалом)

А в лесу услышим звук,
Тук-тук, тук-тук. (молоточек, коробочка,клавесы)
Дятел сел на толстый сук,
Тук-тук, тук-тук. (молоточек, коробочка,клавесы)
Все в лесу заледенело, (треугольник)
Все вокруг окаменело. (треугольник)

Вдруг по зимней по дорожке,
Скачет тройка лошадей. (коробочка)
Едет Дед Мороз игриво,
Только слышно скрип саней. (трещотки)
Колокольчики звенят,
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь. (колокольцы)
И бубенчики гремят,
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь. (бубенцы)

Вдруг откуда не возьмись, Вьюга налетела вмиг. (маракасы, шуршалки) Ветер сильный завывает, (свистулька) Снег вокруг все засыпает, (маракасы, шуршалки) И ложится на леса, на поля и на дома. (затихает)

➤ «Весенняя капель»

Отшумели метели,
И морозы ушли. (звонкие маракасы)
Песни звонкой капели,
За окошком слышны. (колокольцы)

Теплый ветер дует с юга, ( шуршуны, султанчики)
Тает белый снег в горах. (треугольник)
Ручейки бегут повсюду, (металлофон)
По полям и по лугам.

Жаворонок в вышине,
Песню звонкую запел о весне. (свистулька)
Загремел в тиши весенний гром, (шум грома)
Затянули тучи все кругом. (барабан)

Сразу дождик за окном застучал (молоточек)
И веселым ручейком побежал. (посох дождя)
Вот кораблик плывет по воде, (металлофон)
Очень радостно весной детворе.

Выходи на улицу гулять,
Весну радостно встречать, (топ-топ ксилофон)
Слушать капельки динь-дон. (диатонические колокольчики)
Птичьих трелей перезвон. (колокольчики, свистульки)

➤ «Лето красное»

С первым солнца лучом,
На рассвете встаем. (цимбалы, метолофон)
И проснулись певцы,
Птичьи трели слышны. (свистульки)

Вышли дети погулять,
Лето красное встречать. (ксилофон, коробочка)
Слышен шорох в саду,
Жужжат пчелки в цвету. жу-жу-жу-жу (голос)

Дует с моря ветерок, (султанчики)
И бушующей волны поток. («шум моря»)
Чаек крик на берегу, (манок)
Я по камушкам бегу. (ксилофон)


Раздел 3. «Оркестр цветных нот»


Цель – научить детей воспроизводить мелодию с помощью цветных инструментов, в процессе совместного музицирования. В данном оркестре использую диатонические колокольчики и пластиковые трубки - бумвокерсы.

➤ Подробное описание игры

Игры оркестра «цветных нот» представляют собой набор цветных партитур по инструментам. Ребенок выбирает цвет ноты и воспроизводит ее. После того как все ноты разобраны, собираем музыкальную мозаику из цветных нот - озвучиваем мелодию по картинке. Также в данном направлении работаем с видеопартитурами, где озвучиваем мелодию по видеоряду под фонограмму.

➤ Цветные партитуры для диатонических колокольчиков
➤ Цветные партитуры для бумвокерсов
➤ Видео партитуры для цветных инструментов

По малину в сад пойдём

Во саду ли в огороде